Какие тропы и фигуры можно выделить в стихотворении Ф. Тютчева Святая ночь на небеса взошла... и какого вида они?
Какие тропы и фигуры можно выделить в стихотворении Ф. Тютчева "Святая ночь на небеса взошла..." и какого вида они? Святая ночь восходит на небеса... Ночь, образуя золотое покрывало, ласковый и радостный день наступил, покрыв мир небесный. Человек стоит перед темной пропастью, бездомным сиротой, слабым и обнаженным. Он брошен сам на себя - разрушен разум, мысль оказалась предоставлена себе, его душа погружена в бездну без внешней опоры или границы... Ему представляется все светлое и живое как давний сон... И в чужой
08.12.2023 23:38
В данном стихотворении можно выделить несколько тропов и фигур речи, которые помогают передать особую атмосферу и образность произведения.
1. Метафора ("святая ночь", "золотое покрывало") - эти выражения используются для описания ночи, придают ей особую небесность и светотечение. Метафора позволяет перенести свойства святости и благородства на ночное время.
2. Сравнение ("ночь, образуя золотое покрывало") - автор устанавливает аналогию между ночью и покрывалом из золота, подчеркивая ее величественность и красоту.
3. Оппозиция ("ласковый и радостный день наступил", "темной пропастью") - автор противопоставляет ночь и день для создания контраста, передающего разные эмоциональные состояния и переживания человека.
4. Анафора ("бездомным сиротой, слабым и обнаженным") - автор повторяет одну и ту же конструкцию для усиления эффекта и выделения важности каждого из прилагательных.
5. Олицетворение ("разрушен разум", "его душа погружена в бездну") - данная фигура речи позволяет описать внутреннее состояние человека, очертить его эмоции и переживания.
Пример использования:
Задание: Выделите тропы и фигуры речи, используемые в следующем предложении: "Он стоял перед огромной стеной тишины, которая поглощала все звуки вокруг."
Использование:
Ответ: В данном предложении используются следующие тропы и фигуры речи:
1. Метафора ("стена тишины") - данное выражение относит свойства стены (непроницаемость, неподвижность) к тишине, создавая образ огромного препятствия на пути звуков.
2. Гипербола ("поглощала все звуки вокруг") - использование преувеличения для подчеркивания того, что тишина была настолько глубокой и плотной, что она абсолютно поглощала все звуковые волны.
3. Оппозиция ("перед огромной стеной тишины") - противопоставление не только размеров стены и человека, но и ее атрибутов (твердость, немота) и свойств (поглощение звуков) человеку.
Совет: Чтобы лучше понять и запомнить тропы и фигуры речи, можно изучить их определения и примеры использования, а также анализировать стихотворения и тексты с точки зрения их наличия в них.
Упражнение: Выделите тропы и фигуры речи в следующих фразах:
1. "Море гудит и шумит, словно огромный зверь, стремящийся выбраться из клетки".
2. "Он быстр, как стрела, пронесся мимо нас".
3. "Одиночество – верный спутник долгих вечеров".
4. "Очи его были как звезды, сверкающие в ночном небе".
Ответ:
1. Метафора ("море гудит и шумит, словно огромный зверь").
2. Сравнение ("быстр, как стрела").
3. Метафора ("одиночество – верный спутник").
4. Сравнение ("очи его были как звезды").
Тропы - это литературные приемы, используемые для украшения и раскрытия смысла произведения. В данном стихотворении Тютчев использует несколько троп, чтобы передать свою мысль.
1. Метафора. В строке "Святая ночь восходит на небеса" Тютчев использует метафору, образно сравнивая ночь с глубокой религиозной символикой, подчеркивая ее особенное значение и благородство.
2. Сравнение. В строке "Ночь, образуя золотое покрывало" автор использует сравнение, чтобы передать красоту и блеск ночного неба, описывая его, как золотое покрывало.
Фигуры - это литературные приемы, связанные с повторами, параллелизмами и другими схемами построения структуры стихотворения.
1. Анафора. В строчках "человек стоит перед темной пропастью", "бездомным сиротой", "слабым и обнаженным" автор использует анафору, повторяя одну и ту же конструкцию для эмоционального и структурного усиления.
2. Эпифора. В строчке "его душа погружена в бездну без внешней опоры или границы" Тютчев использует эпифору, повторяя конструкцию в конце нескольких строк, чтобы усилить выразительность и акцентировать внимание на состоянии героя.
*Пример использования*: На первой строке стихотворения мы видим метафору, которая характеризует ночь как священную. Во второй строке происходит сравнение, где ночь образует золотое покрывало. Анафора и эпифора в последних строках помогают глубже прочувствовать погружение героя в бездну и передают его состояние безразмерности и потери опоры.
Совет: Чтобы лучше понять применение тропов и фигур в стихотворении, советую обратить внимание на эмоциональную окраску каждого приема и его роль в передаче образов и идей автора.
Проверочное упражнение: Определите тропы и фигуры речи в следующей строчке стихотворения:
"В белом платье, как снег, стоит она"